Зачем нужны игры?
Советы педагога-психолога детского сада "Ивушка" Полины Владимировны Бабиновой
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, а стулья – сверхзвуковым самолетом. Это и игра по заранее установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование. Это может быть настольная игра, где нужно запомнить картинки, соблюсти все правила, верно переставить фишку на нужное количество шагов. И многие другие. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Игры способствуют выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности детей к речевому общению; обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Вот пример простых игр: Игра «Крестики-нолики» Игра учит ребенка мыслить стратегически и планировать свой ход на шаг вперед. Игра «Морской бой» на листке бумаги Правила игры морской бой на листочках в клетку достаточно просты, поэтому игру можно предложить детям с 4-5 лет. Помимо того, что вы отлично проведете время со своим ребенком, ребенок получит массу полезных навыков: • тренировка внимания; • изучение и закрепление цифр и букв; • умение считать; • умение анализировать; • усидчивость; • ориентация в пространстве. Игра «Полоса препятствий» Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Придумывайте игры! Играйте вместе с детьми!