cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ N/17
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утве рждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с
изменениями и дополнениями)
С изменениями и дополнениями от:
21 января 2019 г.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41 Положения
о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил
разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в
них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о т 5 августа
2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации:
от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г.,
регистрационный N 16299);
от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к
условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г.,
регистрационный N 22303).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Министр Д. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30384

Приложение

Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
С изменениями и дополнениями от:
21 января 2019 г.
ГАРАНТ:
См. Комментарии к настоящему государственному образовательному стандарту дошкольного
образования, направленные письмом Минобрнаук и России от 28 февраля 2014 г. N 08 -249
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Общие положения

Страница 2

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 2/17

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в с фере образования,
возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее -
Программа).
Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпр инимателями (далее
вместе - Организации).
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными
представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного
образования.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации *(1) и
законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка *(2) , в
основе которых заложены следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду;
2) личностно -развиваю щий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфически х для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно -эстетическое развитие ребенка.
1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые
образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей , в том
числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок стан овится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъекто м) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
го сударства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и о собенностям развития);

Страница 3

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 3/17
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных треб ований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
3) обеспечения преем ственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприя тных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общ ей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебно й деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности
с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого -педагогической поддержки семьи и по вышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
1.7. Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариати вных примерных образовательных программ дошкольного
образования (далее - примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных
затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в с фере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного
профессионального об разования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и

Страница 4

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 4/17
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способно стей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
1.8. Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
Информация об изменениях:
Пункт 1.9 изменен с 25 февраля 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. N
31
См. предыдущую редакцию
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа
может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы
на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как
родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несо вершеннолетних
обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном
языке Российской Федерации.

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее
объему

2.1. Программа о пределяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных пси хологических и
физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в
пункте 1.6 Стандарта.
2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут
реализовывать разные Программы.
2.3. Программа формируется как программа психолого -педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, с одержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, раз вития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивиду ализации детей.
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в
соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ *(3) .
При разработке Программы Организация определяет продолжи тельность пребывания детей
в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач
образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может
разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью
пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп
полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от

Страница 5

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 5/17
двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрас тных Групп.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания *(4) детей в
Организации.
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятель ности и охватывать следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -
образовательные области):
социально -коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно -эст етическое развитие;
физическое развитие.
Социально -коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых
в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; стан овление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
Познав ательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
дру гих людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владе ние речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико -синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно -эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно -смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах иску сства; восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно -модельной, музыкальной и др.).
Физ ическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному форми рованию
опорно -двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе ст ороны), формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

Страница 6

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 6/17
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными н ормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может
реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно -исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоцион альное общение с
взрослым, манипулирование с предметами и познавательно -исследовательские действия,
восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно -двигательные
игры;
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельнос ть и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто
и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами -орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая,
включая сюжет но -ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно -исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие
художест венной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
муз ыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально -ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
2.8. Содержание Программы до лжно отражать следующие аспекты образовательной среды
для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно -пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаи модействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаим одополняющими и необходимыми с точки
зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях ( пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть
представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных
отношений Программы, направленные на развитие детей в одной ил и нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные
программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и ча сть, формируемая
участниками образовательных отношений.
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:

Страница 7

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 7/17
цели и задачи реализации Прогр аммы;
принципы и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизирую т требования Стандарта к
целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных
траекторий развития) детей, а также особенностей развити я детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей -инвалидов (далее - дети с ограниченными
возможностями здоровья).
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности д етей.
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных
примерных ос новных образовательных программ дошкольного образования и методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальны х особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаим одействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения
авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, м ожет включать
различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа
парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, член ов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции Организации или Группы.
Соде ржание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в
Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми
с ограниченны ми возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для
указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных
методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных
корре кционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении
Программы;

Страница 8

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 8/17
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
об разовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и
компенсирующей направленности (в том числе и для де тей со сложными (комплексными)
нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные
потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с
ограниченными возможностями з доровья детей, выделение данного раздела не является
обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией
самостоятельно.
2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально -технического
обес печения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно -пространс твенной
среды.
2.12. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она
оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть
должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она
не соответствует одной из примерных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть
представлена в виде ссылок на соответствующую методическу ю литературу, позволяющую
ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы.
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентаци и. Краткая
презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей)
детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориент ирована Программа Организации,
в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа
предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
2) используемые Примерные программы;
3) ха рактеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования

3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к
психолого -педагогическим, кадровым, материально -техническим и финансовым условиям
реализации Программы, а также к развивающей предметно -пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личност и
детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах
социально -коммуникативного, познавательного, речевого, художественно -эстетического и
физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного
отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и п сихического здоровья детей;

Страница 9

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 9/17
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
3.2. Требования к психолого -педагогическим условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования.
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого -педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и обще ния;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия *(5) ;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непоср едственно в образовательную деятельность.
3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и
коррекции нарушений развития и социально й адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных психолого -педагогических подходов и наиболее подходящих для этих
детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих
получению дошкольного образова ния, а также социальному развитию этих детей, в том числе
посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление
и изучение индивидуально -психологических особенносте й детей), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги -психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут испо льзоваться для решения задач

Страница 10

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 10 /17
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья,
специфики Программы.
3.2.5. У словия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважител ьное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
создание условий для пр инятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально -культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
разв итие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, про являющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона
ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурным и средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно -эстетического
развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащ ение, обеспечение игрового времени и
пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их
дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных
представителей) по воп росам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного
образования (в случае его организации);
3) организационно -методического сопровождения процесса реализации Программы, в том
числе во взаимодействии со сверстниками и взрослы ми.
3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной
направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом ре ализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Страница 11

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 11 /17
При создании условий для работы с детьми -инвалидами, осваивающими Прогр амму, должна
учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка -инвалида.
3.2.8. Организация должна создавать возможности:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам,
вовлеченным в образова тельную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию
Программы, в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями (законными пр едставителями) детей вопросов, связанных с
реализацией Программы.
3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать
санитарно -эпидемиологически м правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049 -13
"Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г.,
регистрационный N 28564).
3.3. Требования к развивающей пре дметно -пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно -пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории,
прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для
реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учет а особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно -пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной акти вности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно -пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для не го условия;
учет национально -культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно -пространственная среда должна быть
содержательно -насыщенной, тран сформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой
Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментировани е с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространстве нным
окружением;

Страница 12

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 12 /17
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой
деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно -пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материал ов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных
для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов -заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых п редметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей -инвалидов , всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостояте льно определяет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное
оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
3.4. Требования к кадровым услов иям реализации Программы.
3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими,
учебно -вспомогательными, административно -хозяйственными работниками Организации. В
реализации Программы могут также участвовать научные работни ки Организации. Иные
работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности,
охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
Квалификация педагогических и учебно -вспомогательных работников должна
соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристик и должностей работников образования", утвержденном
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством ю стиции Российской Федерации 6 октября
2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями внесенными приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г.,
регистрационный N 21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения
реализации Программы, определяются ее целями и задача ми, а также особенностями развития
детей.

Страница 13

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 13 /17
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное
сопровождение педагогическими и учебно -вспомогательными работниками в течение всего
времени ее реализации в Организации или в Группе.
3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными
компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5
настоящего Стандарта.
3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в
Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников,
имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей,
в том числе ассисте нтов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется
предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.4.4. При организации инклюзивного образования:
при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации
Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие
соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.
Рекомендуется п ривлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в
которой организовано инклюзивное образование;
при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные
потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации *(6) , могут быть привлечены
дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
3.5. Требования к материально -техническим условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования.
3.5.1. Требования к материально -техническим условиям реализации Программы включают:
1) требования, определяемые в соответствии с санитарно -эпидемиологическими правилами
и нормативами;
2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенность помещений развивающей предметно -пространственной средой;
5) требования к материально -техническому обеспечению программы (учебно -методический
комплект, оборудование, оснащение (предметы).
3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной обр азовательной программы
дошкольного образования.
3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Росс ийской Федерации в государственных, муниципальных и
частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных
гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования,
определяемых органами госуд арственной власти субъектов Российской Федерации,
обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны:
1) обеспечивать возможность выполнения требований Станда рта к условиям реализации и
структуре Программы;
2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий
развития детей;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также
механизм их формирования.
3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования

Страница 14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 14 /17
должно осуществляться в объеме определяе мых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы
определяются в соответствии со Стандар том, с учетом типа Организации, специальных условий
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия
образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники,
учебные пособия, дидакти ческие и наглядные материалы, технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и
связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных
учреждений и приле гающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с
ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого -педагогические,
медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и
безбарьерную ср еду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами
с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий
обучения и в оспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей,
форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должен быть достаточным и
необходимым для осуществления Организацией:
расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов,
аудио - и видео -материалов, в том числе материалов, оборудования , спецодежды, игр и игрушек,
электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной
деятельности и создания развивающей предметно -пространственной среды, в том числе
специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья . Развивающая
предметно -пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально
организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и
инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответст вии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков
их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных
материалов, подписки на актуализацию электронны х ресурсов, подписки на техническое
сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного
оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к
информационно -телекоммуникационной сет и Интернет;
расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и
педагогических работников по профилю их деятельности;
иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.

IV. Требования к результа там освоения основной образовательной программы дошкольного
образования

4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально -нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня до школьного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость,
пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность
уровн я дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения
ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка

Страница 15

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 15 /17
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необхо димость
определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития де тей и Организации,
реализующей Программу.
4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями де тей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей *(7) .
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттест ации воспитанников *(8) .
4.4. Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей
дошкольного образования, общих для всего образов ательного пространства Российской
Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) и зучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Росси йской
Федерации.
4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении
управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного ур овня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на
наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного) задания пос редством их включения
в показатели качества выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально -нормативные возрастные характерист ики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится про являть
настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и ск азкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и

Страница 16

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 16 /17
искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения
(бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно -исследовательской деятельно сти, конструировании и др.; способен выбирать себе
род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства ; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выде лять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, м ожет следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может
соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно -следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в кото ром он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разли чных видах деятельности.
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного
и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы
настоящие целевые ориентиры предполагают формирован ие у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные
Требо вания должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые
ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их
реализации.

______________________________
*(1) Российская газета, 25 декабря 1 993 г.; Собрание законодательства Российской
Федерации 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.
*(2) Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.
*(3) Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598;
2013, N 19, ст. 2326).
*(4) При круглосуточном пребывании детей в Группе р еализация программы

Страница 17

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
11.03.2021 Система ГАРАНТ 17 /17
осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.
*(5) Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -Ф3 "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(6) Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124 -ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2009, N 18, ст. 2151;
N 51, ст. 6163; 2013, N 14, ст. 1666; N 27, ст. 3477).
*(7) С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273 -Ф3 "Об образовании в Российской Федер ации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(8) Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598;
2013, N 19, ст. 2326).