Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Краткая презентация образовательной программы дошкольногообразования Детского сада № 165 ОАО «РЖД»
Общие сведения
Образовательная программа дошкольного образования (далее —
Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного
приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО),
и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
(ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и
(далее — ФОП ДО).
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивид уальных особенностей
на основе духовно -нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально -культурных традиций.
Задачи Программы:
обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
приобщить д етей к базовым ценностям российского народа — жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедли вость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России, создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмыс ления
ценностей;
структурировать содержание образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создать условия для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учетом разнообразия образова тельных
потребностей и индивидуальных возможностей;
обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств
и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно -творческих
Страница 2
способностей ребенка, его инициативности, самостоятельностии ответственности;
обеспечить психолого -педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения
и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения
их безопасности;
обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Программа в ключает три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный. Дополнительным разделом является краткая
презентация основных сведений из Программы для родителей
воспитанников.
Целевой раздел Включает в себя пояснительную записку
и планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров образования
в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально -
нормативные возрастные характ еристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. Также входят подходы
к проведению педагогической диагностики достижений
планируемых результатов и значимые для разработки
и реализации Программы характеристики —
особ енности развития детей
Содержательный
раздел
Включает задачи и содержание образовательной
деятельности для всех возрастных групп по пяти
образовательным областям. Также в разделе описаны:
формы, способы, методы реализации программы;
особенности образовательной деятельности разных
видов и культурных практик;
способы поддержки детской инициативы;
взаимодействие педагогического коллектива
с семьями;
коррекционно -развивающая работа;
рабочая программа воспитания
Организационный В организационный раздел включают:
психолого -педагогические условия реализации
Страница 3
раздел Программы; особенности организации развивающей предметно -
пространственной среды;
материально -техническое обеспечение Программы
и обеспеченность методическими материалами
и средс твами обучения и воспитания;
примерный перечень литературных, музыкальных,
художественных, анимационных произведений для
реализации Программы;
кадровое обеспечение;
режим и распорядок дня в возрастных группах;
календарный план воспитательной работы
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: 12 -часовое пребывание воспитанников при 5 -дневной
рабочей неделе.
Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится
на два периода:
- первый период (с 1 сентября по 31 мая);
- второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим,
который представляет собой рациональное чередование отрезков сна
и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При
организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая
принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные
рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный
и теплый периоды, учтены функциональные в озможности детей, а также
ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность
родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период
адаптации.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности.
В Детском сад у № 165 ОАО «РЖД» функционируют 10 возрастных
групп.
Возрастная
категория
группы
Группа
раннего
дошкольного
возраста
Группа
младшего
дошкольного
возраста (3 –
Группа
среднего
дошкольного
возраста (4 –
Группа
старшего
дошкольного
возраста (5 –
Группа
подготовительная
дошкольного
возраста (6 –7 лет)
Страница 4
(1,6 — 3 года) 4 года) 5 лет) 6 лет)Количество
возрастных
групп
2 2 2 2 2
Действует система физкультурно -оздоровительной работы.
Используется региональный компонент в образовательном процессе.
Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам
и социуму со стороны социально -психологической службы.
Создана система медико -психолого -педагогического сопровождения
детей. Используется моде ль личностно -ориентированного подхода при
взаимодействии взрослого и ребенка.
Осуществляются дополнительные платные услуги.
Реализация образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ссылки на ФОП ДО и парциальные программы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе эти части Программы являются
взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС
ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена:
региональной программой «Новая Сибирь – мой край родной»,
разработанной с учетом специфики региональных особенностей
Новосибирской облас ти, авторы: Данилова Е. Ю., преподаватель ДПО
НСО «НИПКиПРО», Дружинина Н. В., доцент кафедры дошкольного
образования ДПО НСО «НИПКиПРО»,Сержанова Л. И.,
Солодовникова Е. В., 2020 г.
парциальной программой ранней профориентации по
железнодорожной направле нности «Мы – будущие
железнодорожники», авторы: Кулабухова Н. А., заместитель
заведующего по учебно -воспитательной работе творческая группа
ДОО., 2023 г.
парциальной программой духовно -нравственного воспитания детей 5 -
7 лет «С чистым сердцем», авторы: Бело усова Р. Ю., Егорова А. Н.,
Страница 5
Калинкина Ю. С. - М.: ООО «Издательство «Русское слово -учебник», 2019 г.
парциальной программой «Бадминтон для дошкольников», автор:
Тимофеева Л. Л., - М.: ООО «Издательство «Русское слово -
учебник», 2019 г.
парциальной образ овательной программой дошкольного образования
«От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»,авторы:
Волосовец Т. В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т. В., Самара
«Вектор»,2018 г.
парциальной образовательной программой для детей 5 -11 лет:
«НАУСТИМ – цифровая ин терактивная среда», автор: Поваляев О. А.
и др., - М: ДеЛибри, 2020 г.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации
и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определенны е
направления развития и образования детей (далее — образовательные
области):
- социально -коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно -эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
психолого -педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах образования, охраны
и укрепления здоровья детей мл аденческого, раннего и дошкольного
возраста;
единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО
и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
информировать родителей и об щественность относительно целей ДО,
общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, а также об образовательной программе,
реализуемой в ДОО;
Страница 6
просвещение родителей, повышен ие их правовой, психолого -педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления
здоровья, развития и образования детей;
способствовать развитию ответственного и осознанного родительства
как базовой основы благополучия семьи;
построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления
партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошколь ного учреждения
заложены следующие принципы:
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
открытость;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность
во взаимоотношениях педагогов и родителей;
индивидуально -дифференцированный подход к каждой семье;
возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим
направлениям работы.
Название
направления Содержание работы
Диагностико -
аналитическое
направление
Включает получение и анализ данных:
о семье каждого обучающегося, ее запросах
в отношении охраны здоровья и развития
ребенка;
об уровне психолого -педагогической
компетентности родителей;
планирование работы с семьей с учетом
результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач
Просветительск ое
направление
Просвещение родителей по вопросам:
особенностей психофизиологического
и психического развития детей младенческого,
раннего и дошкольного возраста;
выбора эффективных методов обучения
и воспитания детей определенного возраста;
ознакомления с актуальной информацией
о государственной политике в области
дошкольного образования, включая
информирование о мерах господдержки семьям
Страница 7
с детьми дошкольного возраста; информирования об особенностях реализуемой
в ДОО образовательной программы ;
условий пребывания ребенка в группе ДОО;
содержания и методов образовательной работы
с детьми
Консультационное
направление
Консультирование родителей:
по вопросам их взаимодействия с ребенком,
преодоления возникающих проблем воспитания
и обучения детей, в том числе с особыми
образовательными потребностями (ООП)
в условиях семьи;
об особенностях поведения и взаимодействия
ребенка со сверстниками и педагогом;
о возникающих проблемных ситуациях;
о способах воспитания и построения
продуктивного взаимодействи я с детьми
младенческого, раннего и дошкольного
возраста;
о способах организации и участия в детских
деятельностях, об образовательном процессе
и др.
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих
воспитанников повышается качество образовательного процесса
и происходит сближение всех участников образовательного процесса,
развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал
взрослых .
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное
проведение народных пра здников, посиделок в гостиной. Ежегодно
проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия Детского сад а
№ 165 ОАО «РЖД » с семьей
Этапы Формы
Знакомство с семьей Встречи -знакомства, анкетирова ние
Информирование
родителей о ходе
образовательной
деятельности
Дни открытых дверей, индивидуальные
и групповые консультации, родительские собрания,
информационные стенды, создание памяток, сайт
ДОО, организация выставок детского творчества,
приглашение родителей на детские концерты
Страница 8
и праздникиПросвещение родителей Лекции, семинары, семинары -практикумы,
мастер -классы, тренинги, создание родительской
библиотеки в группах
Совместная
деятельность
Привлечение родителей к участию в занятиях,
акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках,
в детской исследовательской и проектн ой
деятельности, в разработке проектов, кружковой
работе