cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Страница 2

2
Оглавление
Пояснительная записка ................................ ................................ ................................ ..................... 3
Цель и задачи программы ................................ ................................ ................................ ................. 5
Ожидаемые результаты ................................ ................................ ................................ ..................... 6
Интеграция образовательных областей ................................ ................................ ............................ 6
Методы работы с детьми ................................ ................................ ................................ .................. 6
Тематический план первый год обучения ................................ ................................ ....................... 7
Тематический план второй год обучения ................................ ................................ ........................ 8
Организация образовательного процесса ................................ ................................ ......................... 9
Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения ................................ .......... 9
Используемая литература: ................................ ................................ ................................ .............. 10
Приложение ................................ ................................ ................................ ................................ ..... 11
Календарно – тематическое планирование ................................ ................................ .................... 11
Мониторинг развития мелкой моторики рук старших дошкольников ................................ .......... 20


Страница 3

3
Пояснительная записка
Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии
почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в
стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было
храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» -
«бумага» и «бог» одновременно.
Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ века. В основу
новой системы воспитания были положены идеи известного нем ецкого
педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно
рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из
бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики, и позволяло
приобщиться к некоторым геометрическим поняти ям.
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования
является всестороннее личностное развитие детей, основанное на
соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра,
изобразительная деятельность, конструирование, восприяти е сказки и т.д.
Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС,
является создание различных поделок своими руками – такая деятельность
позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных
движений, уверенного управления с воим телом, повышения интеллекта и
волевых способностей, что является залогом успешного освоения
дошкольником программы начального образования в будущем.
Занятия по программе «Страна оригами» - это работа, используемая
как средство дополнительного образова ния. Эта программа поможет ввести
детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея,
сотворения настоящих шедевров своими руками.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по
ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук,
оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и
на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из
основ ных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости
от степени сформированности тонких движений паль цев рук. Если же
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и

Страница 4

4
формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы
складывания, по мере надобности восп роизводят сохранённые в памяти
знания и умения.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко
применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном
конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим
создав ать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в
играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день
рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная
программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение
детьми приемов работы с бумагой.
Программа “ Страна оригами”, включающая деятельность по
конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у
дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность,
в ходе которой ребено к создает новое, оригинальное, активизируя
воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Значение оригами для развития ребенка:
 Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание,
многократное складывание.
 Развива ет у детей способность работать руками, приучает к точным
движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук,
происходит развитие глазомера.
 Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на
процессе изготовления поделки, учит сл едовать устным инструкциям.
 Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку,
должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и
способы складывания.
 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугол ьник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит
обогащение словаря ребенка специальными терминами.
 Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, схемы
по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в
объеме
 Развивает художественный вкус и творческие способности детей,
активизирует их воображение и фантазию.
 Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные
способности детей.

Страница 5

5
 Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит
аккуратности, у мению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию
сюжетно - тематических композиций, в которых используются изделия,
выполненные в технике оригами.
Ори гинальность композиции достигается тем, что фон, на который
наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями,
выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы
композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг
с цвета ми, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем,
бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое
оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или
состояние человека, или природы. В процесс е создания композиций у детей
формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине
пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на
плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в
разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения
величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть
большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше
или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Направленность програм мы – художественно - эстетическая .
Цель и задачи программы
Цель: Формирование творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.
Задачи:
Обучающие :
1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами оригами.
2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы.
3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
2.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
ребенка.
Воспитательные :
1. Привить интерес к искусству оригами.
2. Расширить коммуникативные способности детей.

Страница 6

6
Ожидаемые результаты
В результате обучения дети должны:
- познакомиться с искусством оригами;
- научиться ориентироваться на листе бумаги;
- научиться различным приемам работы с бумагой;
- уметь складывать лист бумаги пополам;
- уметь складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два
противоположных угла;
- научи т ь ся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- овладе т ь навыками культуры труда;
- улучши т ь свои коммуникативные способност и и приобретут навыки работы
в коллективе.
Интеграция образовательных областей
1. социально - коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. худо жественно - эстетическое развитие.
Методы работы с детьми
1. Наглядные:
- рассматрив ание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений, составление загадок по различным темам.
3. Практические:
- индивидуа льная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.







Страница 7

7
Тематический план первый год обучения
Дата Тема Количество
занятий
теория и практика
Сентябрь
 «Давайте поиграем» (знакомство с
базовыми формами оригами:
книжка, треугольник, воздушный
змей, двойной треугольник)
 «В некотором царстве, в бумажном
государстве»
 «Книжка»
 «Закладка из конфеток»


1

1
1
1
Октябрь
 «Собираем урожай» (свекла, репа,
редька)
 «Собираем урожай» (яблоки, груши)
 «Путешествие пшеничного
зёрнышка» (колосок)
 «Золотая осень» (листья деревьев)
 «Дары осеннего леса» (грибы)
1
1

1
1
1
Ноябрь
 «Улетают птицы в теплые края»
(утка)
 «Кто живет в лесу» (заяц)
 «Забавные зверушки» (котенок)
 «Птичий двор» (курочка)
1
1
1
1
Декабрь
 «Волшебные снежинки»
 «Зимующие птицы» (снегирь)
 «Игрушки» (пирамидка)
 «Новогодняя ёлка» 1
1
1
1
Январь
 «Снеговик»
 «Мальчик - девочка»
 «Мы модельеры» (шапочка с
козырьком) 1
1

1
Февраль
 «Продукты» (мороженое)
 «Посуда» (стаканчик)
 «Кораблик для папы»
 «Профессии» (письмо для
почтальона) 1
1
1

1
Март
 «Мамин праздник» (цветок для
мамочки)
 «Семейные традиции» (семья)
 «Домик для лисы и зайца»
 «Мебель для медведей»
1
1
1
1
Апрель
 «Весна» (веточка с листочком) 1

Страница 8

8
 «В космос!» (ракета)
 «Транспорт» (самолет)
 «Лягушка»
 «Краб» 1
1
1
1
Май
 День победы» (пилотка)
 «Бабочка»
 «Вертушка» 1
1
1
Итого: 36

Тематический план второй год обучения
Дата Тема Количество
занятий
теория и практика
Сентябрь «Скоро в школу мы пойдём»
(закладка змейка)
«Листопад» (рябиновые листья)
«Кошелёк»
«Попугай» 1

1
1
1
Октябрь «Лукошко с грибами»
«Хлебные изделия» (круассан)
«Улетают птицы» (журавль)
Создание композиции «Натюрморт»
( «Продукты питания» (конфетка) ,
«Посуда» (солонка) ) 1
1
1
2
Ноябрь «Флаг России»
«Матрёшка»
«Ферма» (собака)
«Лесные жители» (лиса) 1
1
1
1
Декабрь Коллективная композиция «Эх,
Зима!» (снежинки, голуби)
«Животные холодных стран»
(тюлень)
«Дед Мороз» 2

1

1
Январь «Эх, прокатимся с горы!»
«Мы модельеры» (одежда, обувь)
«Матрёшка» 1
1
1
Февраль «Эмоции» (лицо)
«Подводный мир» (рыбка)
Коллективная работа «Военные
профессии» 1
1
2

Март «Ромашка для мамы»
«Семья» (сестрица Алёнушка)
Создание композиции «Мой дом, у 1
1
2

Страница 9

9
меня есть в нём» (Д омик , стол и
стулья )
Апрель «Подснежник»
«Космос» (космический аппарат)
«Лев»
Создание настольного театра
«Теремок» 1
1
1
2
Май «Танк»
«Гоночная машина»
«Пенал» 1
1
1
Итого: 36

Организация образовательного процесса
Программа «Страна оригами» рассчитана на 2 года ( старший дошкольный
возраст.) Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй
половине дня. Продолжительно сть – 25 - 30 минут. В первый год обучения
дети учатся создавать из бумаги определённую фигуру . На втором году
обучени я ребята учатся создавать индивидуальную и групповую композицию .
Общий срок реализации исходной
программы (количество лет) 2 года
Возраст воспитанников 5 - 7 лет
Количество воспитанников в группе
в текущем учебном году 20
Количество часов в месяц 4
Общее количество часов в год 36

Возраст детей Время занятий Количество занятий
В месяц В год
5 - 6 лет 25 минут 4 36
6 - 7 лет 30 минут 4 36

Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения
№ п/п Перечень средств обучения
1 Магнитная доска (с магнитами)
2 Схемы поэтапного складывания
3 Бумага белая
4 Бумага разноцветная односторонняя
5 Бумага разноцветная двусторонняя
6 Набор цветных карандашей
7 Ножницы

Страница 10

10
8 Набор фломастеров
9 Клеенки
10 Клей - карандаш
11 Картотека загадок
12 Картотека художественного слова (стихи)

Используемая литература:
1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами» Аким 1996 г.
2. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» Москва 2010 г.
3. С. В. Соколова «Оригами для старших дошкольников» СП Детство Пресс
2020 г.
4 . Е. Черенкова «Оригами для детей» Москва 2006 г.
5 . О. Щеглова «Оригами. Волшебный мир бумаги» Владис 2007 г.

Страница 11

11
Приложение
Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения Месяц

Тема Цель занятия Литература
Сентябрь

«Давайте
поиграем» Заинтересовать работой с бумагой.
Познакомить со свойством -
сминаемость. Учить делит квадрат на
разное кол - во равных частей.
Познакомить с условными знаками и
основными приемами складывания
бумаги. Укреплять мелкие мышцы рук.
Воспитывать аккуратность. Е. Черенкова
с. 12
«В некотором
царстве, в
бумажном
государстве…» Заинтересовать детей изготовлением
поделок из бумаги, познакомить с
историей искусства оригами. С. Мусиенко
с. 7
« Книжка » Учить сгибать прямоугольник
поп олам, совмещая короткие стороны С.Соколова с.
18
« Закладка из
конфеток » Учить симметрично сгибать уголки
небольших квадратов. Собирать из
нескольких элементов единую
композицию С.Соколова с.
18
Октябрь

«Собираем
урожай» (свекла,
репа, редька) Формировать у детей умение
изготавливать поделку в технике
оригами.Обога щать представления
детей о корнеплодах .
С.Соколова с.
37
«Собираем
урожай» (яблоки,
груши) У чить конструировать из бумаги
яблоко, грушу выделяя их характерные
особенности. С.Соколова с.
14
«П утешествие
пшеничного
зёрнышка»
(колосок) Учить делать колосок, закрепить
умение детей складывать квадрат в
разных направлениях. Развивать
общую и мелкую моторику рук. О. Щеглова с.
62
«Золотая осень»
(листья деревьев) Научить детей из базовой формы
квадрат складыва ть и вырезать листья,
правильно использовать ножниц ы . С.Соколова с.
14
«Дары осеннего
леса» (грибы) Учить складывать базовую форму
«дверь», в дальнейшем складывание
оригами «гриб» Е. Черенкова
с. 2 7

Страница 12

12
Ноябрь
«Улетают птицы
в теплые края»
(утка) С овершенствовать навыки
складывания игру шки в технике
оригами из бумаги; закреплять навык
раб оты со схемами. О. Щеглова с.
62
«Кто живет в
лесу» (заяц) Закрепить умение перегибать квадрат
«книжкой» и дважды «косынкой»,
опускать противоположные углы к
центру квадрата, получая «конфетку».
Воспитыват ь самостоятельность и
внимание. С.Соколова с.
15
«Забавные
зверушки»
(котенок) Закрепить с детьми складывание и
название базовых форм. Учить
изготавливать туловище и голову
отдельно из квадратов. Учить
складывать треугольник пополам
«косынкой», поднимать уголки от
середины длинной стороны, но, не
доводя до вершины верхнего угла. С.Соколова с.
37
«Птичий двор»
(курочка) Продолжать знакомить с основными
приёмами складывания бумаги. Учить
складывать квадрат «косынкой» Е. Черенкова
с. 66
Декабрь

«Волшебные
снежинки» На основе наглядных образцов
показать детям различные способы
изготовления снежинок из бумаги.
Предложить детям сделать
понравившиеся им снежинк и,
используя схемы , для украшения
группы. С.Соколова с.
22;
С. Мусиенко
с. 17
«Зимующие
птицы» (снегирь) Учить складывать из квадратного
листа фигуру снегиря. Закреплять
навыки складывания бумажного
квадрата в разных направлениях,
совмещая стороны и углы и хорошо
проглаживая сгибы. С.Соколова с.
31
«Игрушки для
малышей »
(пирамидка) Продолжать учить детей различными
приемами работы с бумагой: сг ибание,
складывание, склеивание. С.Соколова с.
51
«Новогодняя
ёлка» Закреплять умения самостоятельно
складывать базовую форму
«треугольник», готовить заготовки на
определённую тему, у чить составлять
из треугольников ёлочку, начиная
снизу с самой большой детали,
соединять детали в един ое целое,
создавать композицию. С. Мусиенко
с.16

Страница 13

13
Январь
«Снеговик» Учить детей соединять детали
попарно, заправляя угол одной внутрь
другой детали. Продолжать учить
аккуратно, работать с клеем. Улучшить
навыки мелких и точных движений
пальцев как правой, так и левой руки.
Воспитывать интерес к занятиям по
оригами. С. М усиенко
с. 89
«Мальчик -
девочка» Продолжать учить детей выполнять
бу мажные фигурки из трёх деталей,
учить чётко выполнять инструкции
воспитателя . С. Ю.
Афонькин с.
18
«Мы модельеры»
(шапочка с
козырьком) Познакомить детей с изготовлением
поделки в технике оригами из
прямоугольного листа бумаги,
упражнять в свободном выборе цвета, Е. Черенкова
с. 139
Февраль

«Продукты»
(мороженое) Продолжать учить делать поделки из
двух квадратов, сгибая их по
инструкции, собирать поделку из
нескольких частей, развивать
конструктивные умения, воспитывать
самостоятельность О. Щеглова с.
160
«Посуда»
(стаканчик)


Закрепить умение складывать квадрат
по диагонали. Учить загибать острые
углы полученного треугольника на
противоположные стороны, вводить в
образовавшуюся щель. Воспитывать
интерес к процессу складывания из
бумаги. Е. Черенкова
с. 123
«Кораблик для
папы» Познакомить детей с изготовлением
поделки в технике оригами из
прямоугольного листа бумаги,
упражнять в свободном выборе цвета,
развивать мелкую моторику рук,
использование готовых поделок в
играх. О. Щеглова с.
139
«Профессии»
(письмо для
почтальона) Закрепить умение складывать
треугольник из квадрата, загибать
уголки в одном направлении.
Развивать мелкую моторику. О. Щеглова с.
129
Март

«Мамин
праздник» (цветок
для мамочки) Познакомить с разными вариантами
художественного оформления
открыток с использованием готовых
фигурок, выполненных в технике С. Мусиенко
с. 85

Страница 14

14
оригами
«Семейные
тра диции»
(родители ) Закреплять умение создавать поделки
из квадрата, складывая по
диагонали, вертикали, горизонтали,
сглаживая сгибы; развивать
аккуратность С. Мусиенко
с. 88
«Построим дом» Совершенствовать умение
ориентироваться на листе бумаги,
сгибать его в разные стороны,
развивать интерес к окружающему
миру и к конструктивной
деятельности. О. Щеглова с.
149
«Мебель для
медведей» Закреплять умение делать
разнообразные игрушки,
устанавливать их сходство со
знакомыми предметами, развивать
конструктивное мышление и
сообразительность. С. Ю.
Афонькин с.
74 Апрель

«Весна» (веточка
с листочком) Отработка складывания базовой
формы «воздушный змей». Учить
составлять композицию из сложенных
деталей, соединяя их в определённой
последовательности и используя
аппликацию О. Щеглова с.
71
«В космос!»
(ракета) Закрепить умение детей складывать
базовую форму «двойной
треугольник ». На её основе изготовить
фигурку «ракеты». Упражнять в
декоративном украшении поделок. С.Соколова с.
47
«Транспо рт»
(самолет) Формировать умение детей
ориентироваться на листе бумаги и
д елать по схеме игрушки. Развивать
воображение детей и создавать
игровые ситуации. Е. Черенкова
с. 41
«Лягушка»
З акреплять умение получать из
квадрата прямоугольники,
треугольники и квадраты меньшего
размера; упражнять в свободном
выборе цвета бумаги при изготовлении
лягушки; обучать приёмам
декоративного украшения поделок
аппликацией; воспитывать
усидчивость, аккуратность С.Соколова с.
41

Страница 15

15
«Краб» Совершенствовать конструктивные
умения, развивать творческое
воображение и формирова ть
устойчивый интерес к поделкам из
бумаги. Е. Черенкова
с. 115 Май

День победы»
(пилотка) Продолжать учить делать из бумажных
квадратов несложные поделки,
используя уже знакомые приёмы
складывания бумаги . Е. Черенкова
с. 143
«Бабочка» Учить сгибать квадрат по диагонали,
полученный треугольник складывать
пополам, отгибать верхние острые
углы в разные стороны. Воспитывать
умение эстетически п равильно
украшать свою поделку. С. Мусиенко
с. 8
«Вертушка» Учить изготавливать новые поделки из
квадрата, треугольника, используя
схемы. Е. Черенкова
с. 144

Второй год обучения
Месяц

Тема Цель занятия Литература

Сентябрь

с е н т я б р ь
«Скоро в школу
мы пойдём»
(закладка
змейка) Повышать интерес детей к
изготовлению поделок в технике
оригами, закрепить навыки
декоративного украшения готовой
фигурки, упражнять в свободном
выборе цвета. О. Щеглова с.
171
«Листопад»
(кле новые
листья) З акрепить умение мастерить поделки
из базовой формы «стрела». О. Щеглова с.
73
«Кошелёк» Совершенствовать умение делать
поделки из прямоугольника, создавать
радостное настроение и игровую
ситуацию Е. Черенкова
с. 130
«Попугай» Совершенствовать умение делать
поделки из квадрата, сгибать по
указанным линиям, развивать
воображение, воспитывать интерес к
поделкам в технике оригами. Е. Черенкова
с. 110
Ок тяб рь
к т я б р ь
«Лукошко с
грибами» Совершенствовать умение делать
поделки, сгибая стороны и углы по С.Соколова с.
17

Страница 16

16
указанным линиям, аккуратно
складывать и проглаживать сгибы,
развивать внимание и
сообразительность.
«Хлебные
изделия»
(круассан) Продолжать учить детей складывать
квадрат пополам «книжкой»,
закреплять термины «верхний угол» ,
«нижний угол». О. Щеглова с.
158
«Улетают
птицы»
(журавль) Закрепить умение складывать базовую
заготовку «птица». Учить вгибать и
перегибать уголки. Учить оформлять
свою поделку. Воспитывать интерес к
конструированию из бумаги. С.Соколова с.
38
Создание
индивидуальной
композиции
«Натюрморт»
Закреплять умение сгибать квадрат
пополам. Учить делить каждую
половину квадрата сгибами на 3 части
Закрепить знания детей о базовых
формах. Создание оригами на основе
базовой формы «конверт», Продолжать
учить работать последовательно,
аккуратно складывая бумагу, чётко
следуя правилу точно совмещать углы
и стороны. С. Мусиенко
с. 92
Е. Черенкова
с. 122
Ноябрь

о я б р ь
«Флаг России» Развивать у детей интерес к
конструированию из бумаги. Учить
передавать в работе характерные
признаки Символа России - Флага
России. Закреплять умение правильно
пользоваться ножницами, клеевым
карандашом. Развивать мелкую
моторику детей, аккуратность в работе. О. Щеглова с.
188
«Матрёшка» Продолжать учить детей складывать
бумагу в разных направлениях, делая
четкие и правильные сгибы. О. Щеглова с.
93
«Ферма»
(собака) Учить поэтапно выполнять работу,
складывая бумагу в разных
направлениях , придавая форму собаки. С.Соколова с.
37
«Лесные
жители» (лиса) Продолжать закреплять навыки
самостоятельно сгибать «косынку»
пополам. Учить понимать, что детали
головы и туловища выполняются по
отдельности из квадратов разной
величины. С.Соколова с.
16

Страница 17

17

Декабрь
Коллективная
композиция «Эх,
Зима!»
(снежинки,
голуби)
Поэтапное конструирование снежинки
с соблюдением инструкций педагога
Продолжать учить детей складывать
лист бумаги в разных направлениях, по
диагонали, пополам, поднимая и
опуская углы. С. Мусиенко
с. 17
Е. Черенкова
с. 76
«Животные
холодных стран»
(тюлень) Учить находить центр квадрата,
складывая его по диагонали и пополам,
Развивать творческое воображение,
ориентир наплоскости, внимание,
память. Е. Черенкова
с. 117
«Дед Мороз» Закрепить умение детей делать
поделки, используя схемы. Вызвать
радостное настроение в ожидании
праздника. С.Соколова с.
28

Январь

«Эх, прокатимся
с горы!» Совершенствовать умение создавать
разнообразные игрушки,
устанавливать их сходство со
знакомыми предметами, расширять
личный и игровой опыт. С. Ю.
Афонькин с.
49
«Мы
модельеры»
(одежда, обувь) Продолжать учить детей различным
приемам работы с бумагой, таким, как
сгибание, многократное складывание;
развивать у детей способность
работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать
мелкую моторику рук. О. Щеглова с.
166


«Матрёшка» З акрепить усвоенные на занятиях
способы и формы оригами, улучшить
навыки мелких и точных движений
пальцев, как правой, так левой руки;
воспитывать интерес к результатам
своего труда. О. Щеглова с.
93

Февраль

ф е в р а л ь
«Эмоции»
(лицо) Закреплять умение создавать поделки
из квадрата, складывая по диагонали,
вертикали, горизонтали, сглаживая
сгибы; развивать аккуратность С. Мусиенко
с. 19
«Подводный
мир» (рыбка) Закреплять умение складывать бумагу,
используя разные базовые формы,
объединяясь в пары создавать морскую
композицию. С.Соколова с.
11

Страница 18

18
Коллективная
работа
«Военные
профессии»
Продолжать учить детей складывать
лист бумаги в разных направлениях.
Закрепить термины: базовая форма
«дверь», слева – направо; справа –
налево
Продолжать формировать умения и
навыки в работе с бу магой, складывать
квадрат по базовой форме «воздушный
змей» («мороженое»); у чить применять
для решения новой творческой задач и
освоенный способ складывания;
з акрепить умения соединять детали
для создания единой композиции С. Мусиенко
с. 85
С.Соколова с.
44
Март

м а р т
«Ромашка для
мамы» Продолжать учить использовать в
поделке базовый элемент «стрела».
Учить составлять композицию С. Мусиенко
с. 86
«Семья»
(сестрица
Алёнушка) Учить делать фигурку «Аленушки».
Упражнять в декоративном украшении
поделок. О. Щеглова с.
95
Создание
композиции
«Мой дом, у
меня есть в нём»
(Домик, стол и
стулья)
Закреплять умение определять точку
пересечения линий. Изготовление
домиков различного размера,
используя основные элементы
складывания; складывание квадрата по
диагонали, найти центр квадрата,
складывая его по диагонали, загнуть
угол квадрата к центру. Дополнение
дет алями (окна, двери), используя
аппликацию. Е. Черенкова
с. 43
О. Щеглова с.
151

Апрель


апрель

«Подснежник»
Вспомнить способы складывания
базовой формы «книжка». На её основе
способствовать формированию умений
изготавливать подснежник. Закрепить
прием вытягивания, для придания
объёма фигурке. О. Щеглова с.
57
«Космос»
(космический
аппарат)
Уточнить знания детей о празднике
«день космонавтики». Продолжать
учить преобразовывать одну фигурку в
другую, используя поэтапные карты.
Закреплять умение соединя ть две
части поделки, вставляя одну в
другую. Воспитывать аккуратность. С. Мусиенко
с. 90
«Лев» Закрепить навыки изготовления
поделок из бумаги в технике оригами и Е. Черенкова
с. 112

Страница 19

19
кирикоми ( складывание с частичным
вырезанием).
Создание
настольного
театра
«Теремок»
Продолжать формировать навыки
конструировать поделку «божья
коровка». Закреплять умение
складывать квадрат в разных
направлениях. Совершенствовать
мелкую моторику.
Продолжать учить сгибать квадрат по
диаг онали, прогл аживать линии сгиба;
р азвивать сообразительность,
воспитывать умение работать
коллективно С.Соколова с.
47
О. Щеглова с.
162
Май

«Танк» Продолжать учить складывать поделку
из прямоугольника, развивать
воображение. Создавать игровую
ситуацию. Развивать чувство
патриотизма С. Мусиенко
с. 82
«Гоночная
машина» Продолжать учить читать поэтапные
схемы и делать по ним работу О. Щеглова с.
162
«Пенал» Совершенствовать умение делать
поделки из прямоугольника, создавать
радостное настроение и игровую
ситуацию. Е. Черенкова
с. 133


Страница 20

20
Мониторинг развития мелкой моторики рук старших дошкольников
На основании изученной психолого - педагогической литературы н аучные труды (работы Парамоново й Я.Д.,
Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.) по проблеме формирования мелкомоторных движений рук дошкольников были
разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего
дошкольного возраста:
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
 блок 1: упражнения на координацию движений;
 блок 2: повторение фигур из пальцев;
 блок 3: работа с бумагой;
 блок 4: графические упражнения.
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет
соответствующий бал :
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или
неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляе тся полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
Блок 1. Упражнения на координацию движений
1. «Ладонь, кулак, ребро».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленна я
ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу
вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба
выполняется сначала прав ой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
2. «Посолим капусту».
Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.
3. «Катание шарика».
Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

Страница 21

21
Блок 2. Повторение фигур из пальцев
Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:
 «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около
ладони).
 «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом бе зымянный палец и мизинец прижать большим
пальцем к ладони).
 «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец
удерживает мизинец на ладони).
 «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по ст олу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).
Блок 3. Работа с бумагой.
 «Точность совмещения частей» - подразумевается умение ребёнка удерживать бумагу одной рукой с определённым
нажимом так, чтобы стороны не разъехались, а бумага при этом не по мялась.
 «Оптимальность нажима на бумагу» - умение ребёнка при выполнении любой операции выбирать усилие нажатия на
бумагу таким образом, чтобы не повредить её, но в то же время произвести необходимые физические изменения в
материале (согнуть, разогнуть, сжать и так далее).
 «Проглаживание сгибов» - это движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям.
 « Украшение поделки» – подразумевается умение ребёнка рисовать мелкие детали, владеть приёмами вырезания.
Блок 4. Графические действия (от дельная система баллов)
1. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна
“проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с
домиком, не съезжая с дорожки.
Оценка:
3 балла – без ошибок;
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии. Рис. 1. Методика «Дорожки».

Страница 22

22
2. Методика «Мячики» (рис. 2).
На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые
линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю; Рис. 2. Методика «Мячики».
2 балла – 1 – 2 ошибки ;
1 балл – 3 и более ошибок.
(ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
3. Методика «Лес» (рис. 3).
На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.Рис. 3. Методика «Лес».
По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем
заданиям и делятся на общее количество заданий (14). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики
рук.
Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита
отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются
быстро и легко.
Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что
дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из
бумаги, графических упражнениях.
Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения
скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с н ожницами; сгибать лист пополам;
не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация
движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполн ении действий п о
образцу, упускают их элементы.