cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Страница 2

Сон — неотъемлемая часть режима дня ребѐнка. Организации дневного
отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в
периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму
малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для
деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая
задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность
отдохнуть.
Требования СанПиН:
 спальня - площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в
ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах, без
учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей (при наличии по
проекту);
 Спальни оборудуют стационарными кроватями.
 Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60
см;
 Длина стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см,
ширина - 60 см.
 Новые типы кроватей должны быть безвредны для здоровья детей.
 В существующих дошкольных образовательных организациях, при
наличии спальных помещений по проекту, спальные помещения не
допускается использовать не по назначению (в качестве групповых, кабинетов
для дополнительного образования и других).
 Дети обеспечиваются индивидуальными постельными
принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Следует иметь
не менее 2-х комплектов постельного белья, полотенец, наматрасников из
расчета на 1 ребенка.
 Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в
отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через
каждые 1,5 часа. Пр оветривание через туалетные комнаты не допускается.
Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха,
направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание
проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с
прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное
снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 -4°С. В
помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей
спать. В холодное время года фрамуги, форточ ки в спальне закрывают за 10
минут до отхода ко сну детей; в летнее время открывают во время сна с одной
стороны (одностороннее) и закрывают за 30 минут до подъема.
В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых
окнах(избегая сквозняка).
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях
пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра,
прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8 -1,0 метра).

Продолжительность дневного сна в ДОО

Страница 3

Группа Дневной сон
I младшая группа 3,0 час.
II младшая группа
Средняя группа 2,5 час.
Старшая группа
Подготовительная к школе
группа

Работа с детьми перед сном — цели и методы
Сон необходим для восстановления физиологического и психического
равновесия малыша . У многих дошколят найдѐтся тысяча поводов не
заснуть, поэтому методическая работа перед дневным отдыхом играет важную
роль. Еѐ целями является:
 релаксация детей (снижение уровня тревожности и
мышечного напряжения);
 восстановление нормального состояния нервной системы;
 облегчение психоэмоциональной нагрузки;
 ускорение процесса засыпания за счѐт создания безопасной и
комфортной среды.
Для достижения поставленных целей перед организатором дневного сна
стоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:
1. Подготовка помещения для отдыха. Лучшее снотворное — это
прохладный воздух. Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В
жаркое время года рекомендуется открывать окна на проветривание (при
отсутствии сквозняков!) и вовремя сна малышей.
2. Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все
дети сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также переоделись в
удобную для сна одежду.

Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:
 приглушѐнный свет;
 закрытые шторы или жалюзи;
 пастельные, спокойные тона стен и потолков;
 свежий воздух.
Выделяется 3 ступени организации дневного сна .
1. Подготовка (15 –20 минут).
2. Релаксация (5 –7 минут).
3. Сон (1 –2 часа).
Подготовка
Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют
в спокойные игры.
Релаксация

Страница 4

Этот этап уместно проводить под спокойную музыку, оказывающую
общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса,
журчание ручья и пр.).
Воспитатель медленно и спокойно произносит текст (потешки, сказки и
др.). Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они
привыкли. Воспитатель подходит к каждому ребенку и поглаживает его. Такое
тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и
успо каивающий эффект. Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится
в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Его состояние непременно
передается детям.
Переход ко сну
На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В
качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую -то короткую
фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро
засыпают». «Закрывайте глазки - вам приснятся сказки»
В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и
контролирует правильность позы ребѐнка:
1. На левом или правом боку.
2. Ручки поверх одеяла.
3. На животе или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое
положение тела затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и
негативно влияет на опорно -двигательный аппарат.
4. С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится
беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным
малышам отдыхать.
5. По данным физиологических исследований, сон на всем своем
протяжении проходит разные фазы: после за сыпания обычно сразу наступает
глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во
время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8— 10
раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего
фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч.
6. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2— 3 периодами
глубокого сна, т е. в течение 1,5 — 2 ч периоды глубокого сна повторяются 2
раза; при 2 -2,5 -часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого
сна продолжаются лишь 30 — 45 мин; неглубокий сон протекает у них, как
правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У
большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна
протекают без каких -либо особенностей и по длите льности составляют не более
10 — 15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных
внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна,
наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить
пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у
многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в
третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после
укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон дет ей на всем его

Страница 5

протяжении .
Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру
приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.
Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и
правильный их подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение.
А если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается он не
сразу, тяжело и долго остается заторможенным, так как его физиологические
системы функционируют на низком уровне.
Наблюдения показы вают, что дети, которых подняли с кровати после
дневного сна, не дождавшись их самостоятельного пробуждения, долго не
могут включиться в двигательную деятельность, бывают вялыми и
пассивными. Поэтому рекомендуется, чтобы ребенок, проснувшись
самостоятельно, еще 5 — 10 мин спокойно полежал в постели, так как резкий
переход от сна к бодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии
организма. Таким образом, он подготовится к активной деятельности.
Некоторые дети даже и при самостоятельном пр обуждении нуждаются в
еще более длительном переходе от сна к деятельности. Практика показывает,
что в течение примерно получаса после подъема, указанного в режиме дня
детского сада, как правило, все дети самостоятельно просыпаются (если они
своевременно уснули). Поэтому, лучше всего дождаться, когда они проснутся
сами. Если по той или иной причине возникнет необходимость разбудить
ребенка, то делать это, по возможности, нужно в фазе неглубокого сна.
Однако не следует позволять ребенку, который проснулся р аньше других,
слишком долго оставаться в постели. Он должен спокойно встать одеться, тихо,
не разбудив спящих детей перейти в игровую (при наличии),и там поиграть.